Некоторые изыскания по улучшению звука
Добавлено: 17 дек 2011, 22:53
Доброе время суток, уважаемые!
Мне долго не давала покоя мысль о том, что в неплохой в целом машине штатная магнитола не может быть совсем отстойной. Однако, звуки, доносящиеся из штатных динамиков, убеждали в обратном.
Помятуя опыт имплантации приличной музыки в прошлых машинах, решил пойти по пути «от ушей», т.е. менять сначала колонки, затем их акустическое оформление, потом провода, потом усилитель, дальше систему питания и только в самом конце – голову.
Замена колонок на Морель Темпо 6 спереди и Морель Темпо Коакс 6 сзади вместе с шумоизоляцией дверей заняла в общей сложности часов 6. Сразу замечу, что конструкция дверей в Мохаве вызывает как минимум уважение своей продуманностью. По большому счету, все сделано по уму, для приличного звука не хватало самой малости – шумки. Обшивка двери снимается элементарно, но полностью ее отсоединить мешают проводочки и тросики. Если Вы будете делать шумку не в одиночку (что я настоятельно рекомендую), то и не надо ничего больше отвинчивать. Из материалов использовал вибропласт 2 мм Сильвер и Бипласт 10 мм.
На внешнюю поверхность двери изнутри шумопоглотитель можно наклеить через дыру для динамика (слой вибропласта + слой бипласта) куда рука дотянется. Приблизительно было покрыто 50% поверхности - оказалось, этого вполне достаточно. Внутренняя поверхность обшивки двери была полностью (сплошняком) проклеена бипластом, также, как и все железо двери со стороны салона.
Штатные провода, которые тянутся в дверях к колонкам, я решил не менять, поскольку они хоть и не хай-фай, но и не так уж и плохи.
Достаточно большую сложность представило собой размещение кроссоверов – в Морелях они объемом больше пачки сигарет, чтобы нормально закрепить пришлось избавиться от их внешних крышек – да они и не нужны, в общем-то.
Результат не просто порадовал. Он поразил и продолжает поражать всех, кто садится в мою машину. Некоторых приходится даже убеждать, что сабвуфера пока нет.
Все бы хорошо. Но хорошие колонки выявили ряд недостатков системы, которые прежде были совсем незаметны.
Во-первых, на громкостях 2\3 и выше в композициях, где есть бас, явственно ощущается, что звук «захлебывается», при том, что средне- и высокочастотные куски очень качественно проигрываются до максимума громкости. Тут все понятно – идет просадка системы по питанию, что лечится элементарно путем установки полфарадного конденсатора.
Во-вторых, на фоне неплохого (не хорошего, а именно неплохого) среднего баса отчетливо проявилось полное отсутствие нижнего. Тестовый диск показал, что частоты ниже 40 Гц не воспроизводятся в принципе. Тут надо сделать отступление. Когда Морельки еще не были куплены, а только подбирались, было произведено их «отслушивание» на очень серьезной системе с помощью того же тестового диска. Так вот, там они отыгрывали от 30 Гц, что называется, «в легкую». Вывод только один – частоты ниже 40 Гц в штатной магнитоле были срезаны аппаратно, что, в общем, логично в плане штатной системы «дверь-колонки». А вот это очень плохо, поскольку сделать выхода на сабвуфер, где эти низкие частоты жизненно необходимы, без вмешательства в мозги магнитолы невозможно.
И самое интересное.
Если не обращать внимание на указанные выше недостатки, качество звука было на самом деле очень неплохим.
Отсюда возникла необходимость ревизии штатной магнитолы с целью принятия решения о том, что делать дальше. В любом случае, линейный выход для сабвуфера нужен без вариантов.
Магнитола порадовала добротностью конструкции и обилием пустого места внутри. Судя по всему, все головы для Мохавы делаются на основе одной платы, куда добавляются разные «сороконожки» для тех или иных функций (на плате несколько пустых гнезд под микросхемы). Так вот, усилитель в штатной магнитоле сделан на основе микросхемы TA-8263-BHQ (4 *43 Вт), которая, как говорят знающие люди, является на сегодняшний день одной из лучших в мире, на ней выполняются усилительные тракты автомагнитол ценой от 300 долл.
Сразу же нашлись и фильтры, отрезающие низкие частоты – между предусилителем и ТА-8263 были обнаружены конденсаторы (вроде 0.15 мкФ по цветовой маркировке). Осциллограф подтвердил мои предположения об обрезке частот. Выпаять линейные выходы с тех «хвостиков», где имеется неурезанный сигнал, было делом нескольких часов, если считать с поиском всех технических сведений в Интернете и поездкой в магазин за «колокольчиками». Кстати, по даташиту на эту микруху, ей требуется защита от инфранизких частот путем установки на входы конденсаторов по 0.22 мкФ, чтобы отсечь все, что ниже 20 Гц.
Видя все это я пришел к выводу, что с внешним усилителем можно повременить и реализовать схему магнитола + усь на сабвуфер + сабвуфер + нормальное питание (конденсаторы на магнитолу и на сабвуферный усилитель). Разделительный фильтр колонки-сабвуфер будет реализован путем соответствующей настройки кроссоверов динамиков.
Фото завтра.
Продолжение – по мере приближения к идеальному звучанию.
Мне долго не давала покоя мысль о том, что в неплохой в целом машине штатная магнитола не может быть совсем отстойной. Однако, звуки, доносящиеся из штатных динамиков, убеждали в обратном.
Помятуя опыт имплантации приличной музыки в прошлых машинах, решил пойти по пути «от ушей», т.е. менять сначала колонки, затем их акустическое оформление, потом провода, потом усилитель, дальше систему питания и только в самом конце – голову.
Замена колонок на Морель Темпо 6 спереди и Морель Темпо Коакс 6 сзади вместе с шумоизоляцией дверей заняла в общей сложности часов 6. Сразу замечу, что конструкция дверей в Мохаве вызывает как минимум уважение своей продуманностью. По большому счету, все сделано по уму, для приличного звука не хватало самой малости – шумки. Обшивка двери снимается элементарно, но полностью ее отсоединить мешают проводочки и тросики. Если Вы будете делать шумку не в одиночку (что я настоятельно рекомендую), то и не надо ничего больше отвинчивать. Из материалов использовал вибропласт 2 мм Сильвер и Бипласт 10 мм.
На внешнюю поверхность двери изнутри шумопоглотитель можно наклеить через дыру для динамика (слой вибропласта + слой бипласта) куда рука дотянется. Приблизительно было покрыто 50% поверхности - оказалось, этого вполне достаточно. Внутренняя поверхность обшивки двери была полностью (сплошняком) проклеена бипластом, также, как и все железо двери со стороны салона.
Штатные провода, которые тянутся в дверях к колонкам, я решил не менять, поскольку они хоть и не хай-фай, но и не так уж и плохи.
Достаточно большую сложность представило собой размещение кроссоверов – в Морелях они объемом больше пачки сигарет, чтобы нормально закрепить пришлось избавиться от их внешних крышек – да они и не нужны, в общем-то.
Результат не просто порадовал. Он поразил и продолжает поражать всех, кто садится в мою машину. Некоторых приходится даже убеждать, что сабвуфера пока нет.
Все бы хорошо. Но хорошие колонки выявили ряд недостатков системы, которые прежде были совсем незаметны.
Во-первых, на громкостях 2\3 и выше в композициях, где есть бас, явственно ощущается, что звук «захлебывается», при том, что средне- и высокочастотные куски очень качественно проигрываются до максимума громкости. Тут все понятно – идет просадка системы по питанию, что лечится элементарно путем установки полфарадного конденсатора.
Во-вторых, на фоне неплохого (не хорошего, а именно неплохого) среднего баса отчетливо проявилось полное отсутствие нижнего. Тестовый диск показал, что частоты ниже 40 Гц не воспроизводятся в принципе. Тут надо сделать отступление. Когда Морельки еще не были куплены, а только подбирались, было произведено их «отслушивание» на очень серьезной системе с помощью того же тестового диска. Так вот, там они отыгрывали от 30 Гц, что называется, «в легкую». Вывод только один – частоты ниже 40 Гц в штатной магнитоле были срезаны аппаратно, что, в общем, логично в плане штатной системы «дверь-колонки». А вот это очень плохо, поскольку сделать выхода на сабвуфер, где эти низкие частоты жизненно необходимы, без вмешательства в мозги магнитолы невозможно.
И самое интересное.
Если не обращать внимание на указанные выше недостатки, качество звука было на самом деле очень неплохим.
Отсюда возникла необходимость ревизии штатной магнитолы с целью принятия решения о том, что делать дальше. В любом случае, линейный выход для сабвуфера нужен без вариантов.
Магнитола порадовала добротностью конструкции и обилием пустого места внутри. Судя по всему, все головы для Мохавы делаются на основе одной платы, куда добавляются разные «сороконожки» для тех или иных функций (на плате несколько пустых гнезд под микросхемы). Так вот, усилитель в штатной магнитоле сделан на основе микросхемы TA-8263-BHQ (4 *43 Вт), которая, как говорят знающие люди, является на сегодняшний день одной из лучших в мире, на ней выполняются усилительные тракты автомагнитол ценой от 300 долл.
Сразу же нашлись и фильтры, отрезающие низкие частоты – между предусилителем и ТА-8263 были обнаружены конденсаторы (вроде 0.15 мкФ по цветовой маркировке). Осциллограф подтвердил мои предположения об обрезке частот. Выпаять линейные выходы с тех «хвостиков», где имеется неурезанный сигнал, было делом нескольких часов, если считать с поиском всех технических сведений в Интернете и поездкой в магазин за «колокольчиками». Кстати, по даташиту на эту микруху, ей требуется защита от инфранизких частот путем установки на входы конденсаторов по 0.22 мкФ, чтобы отсечь все, что ниже 20 Гц.
Видя все это я пришел к выводу, что с внешним усилителем можно повременить и реализовать схему магнитола + усь на сабвуфер + сабвуфер + нормальное питание (конденсаторы на магнитолу и на сабвуферный усилитель). Разделительный фильтр колонки-сабвуфер будет реализован путем соответствующей настройки кроссоверов динамиков.
Фото завтра.
Продолжение – по мере приближения к идеальному звучанию.